«Компьютер – только для игр и развлечений?»
Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на
обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших
магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это,
конечно, подготовка малыша к школе. Но прежде чем мы поговорим о подготовке
детей к школе с помощью компьютера, разрешите мне провести небольшой экскурс и
рассказать вам о том, где впервые начали применять компьютерные технологии в
дошкольном образовании.
В нашей стране первые попытки применения компьютера в
дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века. Первый
документально зафиксированный опыт применения компьютера в работе с
дошкольниками в Советском Союзе (1986 год) связан с д/с №37 города Шауляя
(Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс,
где дошколята занимались два раза в неделю по 10 – 15 минут. Специально для них
были разработаны учебные программы, направленные на подготовку к школе:
освоение и закрепление знаний по математике и обучение грамоте. Проведя
исследования, педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к
обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем
мире.
Использование компьютера в качестве помощника в
подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо:
оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает
ребёнка всесторонне.
Одним из важных моментов применения компьютера в
работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя
обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать.
Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект,
связанный с дальнейшим обучением в школе.
В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни
семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом
действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически
каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом
пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же
дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не
сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного
средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с
осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой,
изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему
устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную
подготовку малыша к школе.
Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с
помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской
работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения
побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать
свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к
этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном
возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных
программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры,
вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем
в будущем.
И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная
адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует
заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются
незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в
себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают
активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного
мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в
сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми.
Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают
друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как
эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение
компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему
более высокий социальный статус.
Подводя итоги, хочу напомнить вам, уважаемые
родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно
учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея
времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение
разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы
выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая
воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся
окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для
его развития.
Компьютер – это нужно. Работа на нем обучает детей
новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации,
объёмы которой начинают носить совершенно немыслимый размах. Главное
помнить, что всё, даже самое важное, хорошо в меру.
Воспитатель Нуреева С. Р. |