ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА "СКАЗКА"
С 2002 года детский сад работает по программе Н. М. Крыловой "Детский сад - дом радости". В настоящее время 6 групп строят свою работу, опираясь на эту программу. Программа воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности в научно-методической системе «Детский сад – дом радости»
Программа ««Детский сад – дом радости» – это один из составляющих и неразрывных с ней компонентов Научно-методической системы (НМС), который включает в себя также Технологию внедрения Программы и Инноватику внедрения Технологии. НМС развивается более 25 лет, в практику внедряется с 1986 года, а в 2004 году получила государственный гриф. Авторами этой программы стали: кандидат педагогических наук Н.М.Крылова и ученая–исследователь, удивительная от бога воспитатель В.П. Иванова. Проанализировав и обобщив материалы многочисленных научных исследователей Е.И.Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Мушиной, Венгера, В.И. Логиновой, Запорожца, на основе комплексного подхода, авторы программы построили целостный педагогический процесс в каждой возрастной группе. Главной целью этой программы является содействие развитию каждого воспитанника, как неповторимой индивидуальности, как личности, испытывающей потребность в коллективе, в обогащении себя через разные виды деятельности.
Название «Детский сад – дом радости» объясняется просто:
«Дом» – это место, где находятся, проживают день своей жизни воспитанники с учетом возраста и индивидуальности, удовлетворяя свои потребности. В группе царит обстановка, приближенная к домашней и складываются такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, в которых каждого понимают, любят, уважают, принимают таким, какой он есть.
«Радость» – это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовлетворения и удовольствия. Радость возникает тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности. Потребность в самосохранении и развитии себя как индивидуальности формируется и реализуется только в условиях овладения и выполнения каждым ребенком разных видов деятельности при одновременном удовлетворении потребностей играть, общаться и познавать.
Содержание Программы, иначе говоря, целостная концепция всестороннего воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности, реализуется через Технологию и Инноватику в трех взаимосвязанных друг с другом направлениях.
I направление: забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития каждого воспитанника и взрослого наставника, его как неповторимой индивидуальности.
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка и в то же время оно является результатом процесса нормального развития.
Одним из ведущих условий формирования здорового образа жизни является оптимальная двигательная активность. Программа строится на основе принципа естественного стимулирования двигательной и индивидуальной активности детей с учетом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных периодах.
II направление: на любой возрастной ступени ребенок приобретает не только психологические черты, общие для всех детей, но и свои собственные индивидуальные особенности психики и поведения. Только сочетания возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
III направление: содействие овладению основами духовной культуры. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью и умением прийти на помощь, разделить радость и горе. С категорией духовность соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
Назначение программы, технологии и инноватики «Детский сад – дом радости» заключается в том, чтобы сохранить лучшие традиции, сложившиеся в отечественной психолого-педагогической системе дошкольного воспитания, и на их основе обогатить детские сады научной концепцией инновационных преобразований.
Принципы программы, технологии и инноватики «Детский сад – дом радости»
Программа воспитания строится в соответствии с принципом социо – природосообразности и подчиненных ему принципов классической педагогики (народность, гуманизм, целостность, системность, гармоничность).
Технология внедрения программы строится на принципах, сформированных в дидактике: структурной и содержательной целостности технологии, ее диагностической направленности, завершенности и интенсивности всех процессов.
Инноватика внедрения технологии – на принципах арсенала наук, методологически связанных с педагогикой. Внедряя авторскую технологию, по законам инновационного обучения, воспитатель овладевает мыследеятельностью, методологией профессионального труда, и на этой основе приобретает индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Специфика программы заключается в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации своего труда – план-сценарий подневного, месячного и годового плана, определяющий методику работы, как с группой, так и с подгруппой, а главное, с каждым из воспитанников группы по всем известным направлениям педагогического процесса.
Подробные сценарии каждого дня освобождает силы, ум и руки воспитателя для внимательного и чуткого отношения к детям.
Авторы этой технологии считают себя «драматургами», сама технология – это «сценарий спектакля», а воспитатель – «артист». Его творчество заключается в том, чтобы сыграть интересно спектакль и поразить «зрителей», т.е. детей.
Известная истина гласит: «Что нормальное дошкольное воспитание – это постоянное обновление жизни детей, насыщение ее все новыми радостями и событиями. Для воспитателя самая большая радость – это радость общения с ребенком, но это не тягость, каждодневный очень интересный путь познания ребенка.
Работать по этой программе авторы рекомендуют начинать с детьми 3-х летнего возраста, т.к. в этом возрасте наряду с предметным сознанием формируется второй вид сознания – самосознание. Это умение ребенка проанализировать, что он сделал и дать оценку тому результату, который у него получился. Главным средством формирования самосознания является овладение разными видами деятельности.
Особое внимание в каждой возрастной группе придается программе развития тех видов деятельности, которые могут выполняться самостоятельно. Системные знания всегда задаются ребенку через целенаправленное обучение взрослым. Модель структуры любой деятельности представлена для ребенка в виде системы пальцев руки.
«Мизинец» означает «цель» деятельности (что задумали?)
«Безымянный» означает «предмет» (из чего хотим делать?)
«Средний» – «средства» (чем надо делать?)
«Указательный» – «действия» (как делать по порядку?)
«Большой палец» поднятый вверх – это достигнутый «результат» (что получилось, соответствует ли первоначальному замыслу?)
Весь день жизни в «Детском саду – доме радости» и строится так, чтоб ребенок освоил разные виды деятельности на уровне самостоятельности. Освоение разных видов деятельности – дело непростое. Каждое значение проходит как бы по четырем этапам овладения деятельностью:
I этап – узнавание;
II этап – воспроизведение под руководством;
III этап – этап самостоятельности;
IV этап – этап творчества
Вот эту этапность работы воспитателя Н.М.Крылова назвала метафорой «Лесенка успеха».
Профессионализм воспитателя и заключается в том, чтобы понять на каком уровне овладения деятельностью находится ребенок. Узнает эту деятельность или воспроизводит под руководством, выполняет ее самостоятельно или творчески.
І ступенька – «чудо». Воспитатель должен удивить ребенка деятельностью, чтоб ребенок сам захотел научиться выполнять ее. Воспитатель в этой ситуации называется «артистом»
На ІІ ступеньке ребенок скажет воспитателю: «Научи меня, я тоже так хочу делать?» Эта ступенька называется «вкусный собеседник» воспитатель так должен общаться с ребенком, чтоб он сказал: «Мне нравится с тобой разговаривать и я не хочу от тебя уходить!»
На ІІІ ступеньке, когда ребятки освоят деятельность на уровне самостоятельности, они могут работать и выполнять эту деятельность без помощи взрослого, воспитательница выступает в роли дирижера.
А на ІV ступеньке, когда ребенок делает по своему желанию, что он хочет, воспитатель выступает в роли зрителя, наблюдая, любуется работой детей.
Весь день режим дня строится таким образом, что ребенок выступает то в роли артиста, то он «вкусный собеседник», то он зритель, то он ученик и воспитатель все время тоже находится в разных ролях.
Воспитатель работает индивидуально с каждым ребенком, как «вкусный собеседник». Затем он руководит подгрупповой игрой, выступая то в роли «режиссера», то «дирижера», то «Очарованного зрителя».
Новая организация взаимодействия воспитания и обучения, предполагает обучение в утреннее, дневное, вечернее время, охватывающее каждого воспитанника обоими воспитателями до тех пор, пока ребенок не освоит предложенное ему задание на уровне самостоятельности. И только тогда воспитатель проводит занятие, которое ставит и решает задачу воспитания индивидуальности, личности в коллективе.
Занятие в «доме радости» является формой организации деятельности ребенка, которая позволяет ему чувствовать себя самостоятельным в достижении значимых для него результатов и таким образом самоутверждаться, как неповторимая индивидуальность. Каждый раз любое занятие строится так, чтобы оно было фронтально, чтоб у каждого ребенка был набор своих предметов, чтобы каждый ребенок, участвуя в занятии, мог выполнить деятельность и получить результат. Идея, что маленького человека можно научить на занятиях – идея бесплодная. Ребенок 3-х лет учиться целенаправленно среди всех не может. Человек (особенно маленький) учится индивидуально, а в коллективе утверждается в своей компетентности. Первоначальный уровень освоения нового – уровень узнавания возникает только тогда, когда прожиты эмоции. Если человека эмоции не потрясли – он никогда ничего не узнает.
Означает ли это, что индивидуального обучения достаточно? Как раз нет. Если выясняется общая организация коллективной деятельности и общения, то это препятствует самостоятельному поиску, созданию собственного стиля и полноценному развитию. Как только ребенок сам может сделать все – проводится занятие. Тогда, когда 75% детей могут успешно действовать, то на 25% детей подключается младший воспитатель, который будет с ним работать, показывать, поправлять их.
В занятиях огромную роль выполняет персонаж (Мишка в младшей и средней группах, Незнайка – в старших). Он служит как бы средством обращения к самосознанию человека. Персонаж ребенку нужен только тогда, когда ребенок все уже умеет. Персонаж выполняет три задачи:
1) персонаж вызывает у ребенка желание о нем позаботиться, т.е. он показывает ребенку, что он глупый, ничего не знает, а ребенок – умный, создает проблемную ситуацию, что ребенку нужно научить его;
2) персонаж вызывает у ребенка потребность разговаривать с ним потому, что что-то не понимает, что-то у него не получается и ребенок должен с ним разговаривать;
3) персонаж поменяет роль ребенка: из ученика превратит его в учителя, чтобы ребенок понял, оказывается, я уже много чего знаю и умею. Не только мне помогают, но и я могу помочь!
Именно персонаж естественным образом ставит ребенка перед проблемами. А любые проблемные ситуации обладают даже не столько интеллектуальной, сколько нравственной направленностью. Разумеется, за персонажа говорит воспитатель, выполняя одновременно две роли: за себя и за персонажа.
Для ребенка коллективные занятия – важнейшие средства формирования самооценки. Они помогают понять учебную, игровую или трудовую задачу. В конце коллективного занятия малыш уже может объяснять персонажу способ, которым достигал результата, и оценить этот результат. После интеллектуальной нагрузки всегда проводится разрядка в форме «минутки шалости». После «минутки шалости» проводится «минутка тишины», во время которой идет настрой на предстоящую деятельность (прогулку). Прогулки организуются посезонно и с учетом возраста детей. После прогулки, когда приходит сменщица, проводится опять индивидуальная работа. В момент индивидуального общения идет обучение. Перед обедом, воспитатель организовывает в основном речевые игры.
Во второй половине дня особое значение придается индивидуальному общению воспитателя. Нежно, ласково, как мать, воспитатель будет индивидуально каждого ребенка. После подъема дети разговаривают с воспитателем. Это время используется, как подготовка к предстоящей вечерней деятельности. Решение познавательных задач осуществляется не только на занятиях, но и происходит в течение всего дня. В каждом ребенке педагоги развивают экспериментально-поисковую деятельность, они не дают готовых знаний, а учет детей добывать их самостоятельно.
Дети, воспитанные по программе «Дом радости» отличаются высокой познавательной активностью, коммуникативной культурой, раскрепощенностью, самостоятельностью, в дальнейшем успешно адаптируются в школе. |