Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми средней группы, возраст от 4 до 5 лет. В количестве 10 детей. Длительность 20 минут. На занятие пригласила своих коллег.
Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, я определила: цель, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Занятие состояло из шести частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Каждая часть НОД представляла собой специально организованную игровую и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Занятие динамичное, перемещения по группе в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Введение в игровую ситуацию: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Организационный прием «Приветствие», «Сюрпризный момент» в стихотворной форме были направлены на развитие коммуникативных качеств, становлению дружеских взаимоотношений между мной и детьми.
Актуализация знаний: Игра «Как зовут короля» направлена на
актуализацию представления детей о пространственных геометрических фигурах.
Детям было предложено отправиться в Числовую Страну и выполнить задания.
Игра «Кто поедет на бал» направлена на актуализацию представления детей о числе 7, умение считать в пределах 7.
Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с точками и выбирают карточку, пригласительный билет на которой 7 точек.
Игра «Кавалеры и дамы» направлена на создание мотивационной ситуации для введения числа 8, уточнение способа образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 8 из числа 7), закрепление умения выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
Дети садятся за столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера (на каждого). Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод о том, что фигур одинаковое количество — их по семь. Затем обсуждается способ образования числа 8 из числа 7. Делается вывод, что для того чтобы получить 8, надо к 7 добавить 1. При счете после семи идет восемь.
Затруднение в игровой ситуации:
Игра «Обед в замке» направлена на создание мотивационной ситуации для введения записи числа 8 — цифры 8, формирование опыта под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Детям предлагаю выбрать карточки, на которых записаны число мальчиков и число девочек присутствующих на балу. На столе карточки с записью чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 8 столько же, сколько детей. Как правило, дети берут разные карточки.
Возникает затруднение.
Преодоление затруднения направлена на формирование умения различать цифру 8, закрепление умения преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»
-Что же нам нужно сделать? (Узнать, как записать число 8.)
-Как это узнать? (Надо у кого-либо спросить).
Детям показываю карточку с цифрой 8, делаем вывод: число восемь записывается с помощью цифры 8.
Включение нового знания в систему знаний:
Игра «Танцуют все!» направлена на организацию активного отдыха детей, развитие фантазии , воображения.
Игра «Цветы для мамы» направлена на закрепление умения считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;
Дети садятся за стол, на середине которого находятся красные и желтые круги (по 8 на каждого ребенка), лежащие вперемешку. Дети от общего количества должны отсчитать 8 желтых кругов, 8 красных кругов. Далее детям предлагаю сплести венок так: красный цветок, желтый цветок, красный, желтый...
Итог занятия направлена на восстановление в памяти детей то, что они делали на занятии, на создание ситуации успеха.
В заключительной части закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей:
• Познавательное развитие: формировала представление детей о числе и цифре 8, умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством; закрепила представления детей о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
• Речевое развитие: дети участвовали в общей беседе, вели диалог. Активизировала словарь детей за счет слов названий геометрических фигур, упражняла в счете, отгадывали загадки, закрепила умение детей преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
• Социально-коммуникативное развитие: дети выражали доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.
• Физическое развитие: развивала двигательное воображение и координацию движений через физкультминутку.
В работе применяла следующие методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решения проблем, помогала активизировать самостоятельность, поддерживала положительный эмоциональный настрой, активизировала мыслительную и речевую деятельность детей. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что все поставленные мной программные задачи в течение занятия были решены.
Мое участие в эксперименте не сводится только к проведению занятий в рамках курса «Игралочка». Ежегодно я делаем отчеты о своей работе в разных формах. Например, в конце каждого года было снято игровое занятие с детьми; проведено родительское собрание, на котором родители просмотрели запись и обсудили эффективность такой работы. Были проведены открытые уроки для педагогов, так же и для родителей . Проведен педчас для воспитателей , с презентацией открытого НОД, и наглядным материалом. Было принято решение в дальнейшем работать по этой программе .
Воспитатель Мамышева Г.Ф. |