«Развитие речи у детей 3-4 лет»
Мы все с нетерпением ждем, когда наши крохи начнут говорить. К годику они произносят долгожданное «мама», «папа». До двух лет ребенок выговаривает в основном несколько слов или словосочетаний. После двух лет в речи малыша может произойти неожиданный скачок. Он начинает связывать слова в предложения, словарный запас, который накопился в памяти, буквально вырывается наружу. К 3 годам все дети неплохо говорят, пытаясь рассказывать о своих впечатлениях и переживания. И хотя речь ребенка 3 лет не всегда понятна из-за плохого умения пользоваться речевым аппаратом и правильно связывать слова, не пугайтесь. Это нормальный процесс. Не мучайте малыша походами к врачу логопеду. Лучше сходите к стоматологу. Многие дефекты речи могут быть обусловлены короткой уздечкой или неправильным прикусом. Врач посоветует, каким образом и когда лучше заняться лечением. Например, если уздечку ребенку не подрезали в роддоме или в младенческом возрасте, в следующий раз это можно сделать в 5-7 лет. Иногда дефект устраняется с помощью несложных упражнений без оперативного вмешательства.
Уровень развития речи в этом возрасте
Уровень развития речи ребенка 3 года жизни уже позволяет ему пользоваться небольшими предложениями и даже распространять их прилагательными. Малыш высказывает свои суждения обо всем, что его окружает, делает свои умозаключения. Он пытается обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу. В это время активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов, в речи появляются местоимения (он, мой, твой), числительные (один, два), наречия (там, тут), притяжательные прилагательные (мамин, бабушкин). Ребенок в этот период очень чутко относится к звучанию языка: создает новые слова или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Причем все фонетические изменения в речи малыша происходят наряду с совершенствованием грамматики. В целом, речь детей 3-4 лет характеризуется словарным запасом в 1500-2000 слов.
Начало формы
Однако несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далеко не идеальна. Не всегда получается составить связный и понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточно употребляются предлоги и падежные окончания. Не обходится и без проблем в произношении определенных звуков, например, свистящих (с, ц) и сонорных (р, л). Если свистящий звук находится рядом с другим согласным, ребенок может опустить один из этих звуков в своей речи (сол – стол), а в случае с сонорным согласным – заменить его похожим звуком (двель – дверь). Нередко дети путают звуки ц – с, ш – с, р – л, взаимозаменяя их. В труднопроизносимых словах малыш может опускать и даже переставлять не только отдельные звуки, но и целые слоги (апельсины – лепесины), или придумывать собственные обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наесться макарон – намакарониться). Какие же действия родителей помогут быстрее исправить недостатки детской речи?
- Прежде всего, взрослые должны корректно и ненавязчиво исправлять малыша, если он неверно употребляет слово или его грамматическую форму. Повторите фразу ребенка правильно.
- Следите за своей речью. В ней не должно быть слов-”паразитов”, иначе через некоторое время вы услышите их из уст своего сына или дочери. Помните, что «выдать» он может их где угодно: в магазине, в гостях, в транспорте. И как бы Вам не пришлось за него краснеть.
- Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов также не идет ребенку на пользу. Произносить их намного сложнее, и ваш кроха скорее всего начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше называйте слова таким образом, как они есть на самом деле. Например, говорите слон, а не слоник, глаз, а не глазик, рот, а не ротик. Иначе в будущем Ваш ребенок так и будет называть эти слова.
- Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, больше читайте ребенку книги, стихотворения, народные и авторские сказки, где текст проверен веками.
- Развитие речи детей 3 лет напрямую зависит от развития мелкой моторики (т.е. стимулирование кончиков пальцев). Учеными доказано, что люди, которые в старости имеют хобби, связанные с мелкими движениями пальцев, дольше сохраняют ясность ума. Детский ум тоже развивается быстрее, если ребенок занимается рукоделием или играет с мелкими предметами. Поэтому прививайте малышу любовь к творчеству:
- лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины,
- делайте аппликации,
- плетите бусы из бисера или камешков,
- играйте с маленькими игрушками и т.д.
Если у вас не хватает умения и фантазии, существует масса методических пособий для родителей с заготовками для поделок. В конце концов, поиграйте с ним в пальчиковые игры. Вспомните, как в детстве папа и мама показывали вам театр теней только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных. Пусть и ваш кроха попробует сделать кошечку или собачку. Увидите, сколько будет восторга!
- Еще один немаловажный момент в развитии речи ребенка – это грамотное и заинтересованное общение с ним родителей. Нельзя просто слушать малыша, поддакивая ему, в этот момент думая о своем. Задавайте крохе вопросы, стимулирующие логическое и образное мышление. Например, «какого цвета этот листик?», «какого цвета бывают листья на деревьях?», «какой листик на ощупь?». Расскажите малышу, что каждый предмет может иметь несколько характеристик: вода прозрачная и прохладная, яблоко красное и гладкое и т.д. Если вы читали ребенку сказку или стихотворение, попросите его пересказать содержание. При этом следите, чтобы слова произносились как можно внятнее и отчетливее, обращайте на это внимание. Можно поиграть с ребенком в ролевые игры. Предложите малышу представить себя в роли продавца в магазине, воспитателя детского сада, какого-нибудь сказочного персонажа (мишки, зайчика). Такие упражнение стимулируют управление силой и высотой голоса. Самое главное в занятиях – стараться не кричать на ребенка, не раздражаться, когда что-то не получается.
Рекомендации и выводы
Помните: ваше дитя только учится говорить. Речь ребенка 3-4 года еще очень далека от речи взрослого человека, и это нужно принять как факт. Чем больше вы будете беседовать с малышом, заниматься с ним, играть, акцентировать его внимание на особенностях ударения или произношения слов, тем быстрее вы добьетесь результата. Важно не только научить правильно говорить, но и «слушать» язык, чтобы ребенок, когда подрастет, в куче «словесного мусора» нашей сегодняшней жизни мог увидеть бриллианты: говорить не на языке уличной шпаны, а на языке Пушкина, Достоевского и Толстого…
Материал подготовила учитель - логопед Тимофеева М.Г. |