Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам
нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем
случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или
превращать занятия в скучный урок. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые
игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные
движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой
он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его
умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у
ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше,
осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого
негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более
благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может
служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой
(чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие
дети и т. д.).
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей
разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги,
кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели,
лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший
двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у
них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь
катать, бросать, безопасно лазать, качаться и т. п.
К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного
двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все
необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы
непосредственно побуждали детей двигаться. В связи с этим помните: чем лучше вы
научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше
подготовите его к самостоятельной жизни.
Зарядка – это весело
Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и
лучший способ привить ребенку любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!
Дети обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают
слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом
использовать для развития у них вкуса к физической культуре. Предлагаемые
упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши
движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас
все получится! А ребенок, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму,
учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен
эмоциональный фон занятий. Учтите, что у ребенка свои критерии в оценке любого
дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или
нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все
получится», – значит, так оно и есть!
• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому
больше улыбайтесь и шутите.
• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.
• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без
лишнего напряжения.
• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.
Профилактика плоскостопия
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста
находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание
плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических
упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае,
уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое
значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.
Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви
для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным
особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и
не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не
должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не
рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для
детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см.
Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю
сторону подошвы и каблука обуви.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы,
поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и
специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным
терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и
исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться
в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных
занятиях, на прогулках, в подвижных играх.
Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование стопы
(положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного
аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка.
Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках,
лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и
спортивных играх. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат
фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.
|