Воскресенье
22.12.2024
16:43
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Советы методиста

Проблемы "Почемучек"


Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака: 

 Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

 Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах.

 На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

 В доме, в классе, в группе должно быть много справочной литературы по всем видам знаний: "Жизнь животных" Альфреда Брема, "Жизнь насекомых" Жана Фабра, "Детская энциклопедия", книги рекордов и чудес "Диво" Валентины Пономаревой, "Почемучка" Александра Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса Бонингтона орфографический словарь, "Толковый словарь русского языка" Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова и др.

 Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

 Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в "Рассказах о детях".

 Мальчик Игорь изводил всех вопросом "Почему?". Знакомый профессор психологии (!) посоветовал родителям: "Когда вам надоест, отвечайте ему "Потому что перпендикуляр", - увидите, скоро он отвыкнет". 

 Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: "Потому что перпендикуляр".

 - Ты почему не одел калоши?

- Потому что перпендикуляр.

- Почему грубишь?

- Потому что перпендикуляр.

 Так закладываются "перпендикулярные" отношения, может быть, на всю жизнь. 

 Отметим еще одну проблему наших детей. В школе им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно, зачем им это надо знать?

 Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то знать. 

 Приведем притчу об умении задавать вопросы:

 Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:

- Можно ли во время моления курить?

Монахов наказали за дерзость.

 Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:

- Могут ли монахи во время курения молиться?

Им ответили: "Могут".

 Как научить детей задавать вопросы?

 Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: больше узнаешь по ответам. 

 Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: "Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь". Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным - научись задавать вопросы.

 Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку.

Как справиться с раздражительностью

Вопросы, задаваемые ребенком, вполне естественны, но доводят родителей до исступления и вызывают раздражение. И начинаются отговорки типа «Отстань», «Я не знаю», «Потому», «Не задавай глупых вопросов», «Сейчас не вовремя» вплоть до криков и многочисленных наказаний. 

 Дорогие родители, такого поведения и таких формулировок следует всячески избегать. Ведь ребенок познает мир, данным способом он узнает смысл предметов, явлений, жизнь в обществе. Ребенок пополняет свой словарный запас, учится говорить, высказывать свои мысли, рассуждать. Почемучка проявляет свою любознательность, а именно она поможет ему во взрослой жизни, в умении познавать, учиться, что важно на протяжении всей жизни. Естественно, что не всякая психика и нервы озабоченной и уставшей мамы выдержат каждодневные допросы. Как реагировать и что отвечать?

Нужно запастись терпением. Попытайтесь интересоваться вместе с дитем, может, таким образом, вы тоже для себя почерпнете что-то новое. Если Вам интересно, то раздражительность как рукой снимет. Попробуйте отнестись к вопросам позитивно. Поймите и примите, что наличие вопросов – это большой плюс, это хорошо, ваш ребенок начинает понимать происходящее, он движется вперед. Тем более что вопросы и ответы могут быть интереснейшими перлами, чем согреют материнское сердце. Когда вы слышите уже поднадоевшую череду вопросов «Почему?» не спешите раздражаться, глубоко вздохните, успокойтесь и отвечайте по сути. Если вы действительно не знаете, что сказать, сформулируйте ответ таким образом: «Хм…я тоже не знаю, давай поищем ответ в книжке, интернете и т. д.». Сейчас существует множество книг, энциклопедий, где можно почерпнуть интересующую малыша информацию, пояснения с иллюстрациями и картинками. Только обещание нужно обязательно выполнять, чтобы не потерять доверие вашего ребенка. Или вы можете поразмышлять вместе с почемучкой, почему так, а не иначе, предложить все возможные варианты. Естественно, что объяснять следует доступным языком, без сложных терминов. Можно задать ответные вопросы «А как ты думаешь, почему так?»

 Если Вы чувствуете, что не справляетесь с раздражением, попробуйте выполнять несколько раз в день успокаивающие саморегулирующие упражнения самонавеевания типа повторения фраз вслух: «Я спокойная, я сильная духом, я с этим справлюсь….» Фразы вы можете придумать сами, а можете найти готовые. Еще лучше будет для Вас обратиться к специалисту, который поможет подобрать комплекс упражнений. Помните, лучше вымещать усталость и злость где-нибудь в другом месте, но только не дома и не на ребенке.

 Умственное и речевое развитие очень важно в дошкольном возрасте, поэтому родителям нужно контролировать свое поведение, свои слова с удвоенной силой. Всегда отвечайте на вопросы ребенка, даже если они самые незначительные. Ведь ребенок – самое дорогое, что у вас есть, и внимания и времени для него никогда не бывает жалко.


Категория: Советы методиста | Добавил: skazka (15.02.2012)
Просмотров: 768
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz