Чем надо заниматься с
ребёнком, чтобы он оказался готовым к школе.
Надо помнить, что готовность к школе — это сложный комплекс
определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья
ребенка. Искусственно
форсировать эту готовность нельзя, как нельзя форсировать рост зубов. Однако, как
существуют
специальные витамины, способствующие росту зубов, их укреплению, так же можно
помогать ребенку «дозреть» до школьной жизни.
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание,
прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению
в школьную
жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Важно, чтобы ребенок
развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело
доделывать до конца.
Упражнения и игры,
выбранные вами для развития дошкольника, легко и весело можно выполнять с
мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание
на слабые места малыша.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию,
и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать
ребенку книги. Нужно читать или рассказывать детям сказки не менее
получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором.
А телевизора, кстати, вообще
лучше поменьше, особенно «взрослого».
Правда, пусть родители не торопятся читать
детям пяти-шести лет все, что сами любили в детстве. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Авторские сказки лучше
приберечь на тот момент, когда
ребенок начнет читать сам.
Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными. Их длительность не должна
превышать 35
минут. Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен. Постарайтесь,
чтобы занятия имели регулярный характер - «мозговой штурм» при подготовке к школе не
слишком эффективен. Разучивайте стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторить наизусть услышанный текст и
пересказать его своими словами. Вспомните
коллективные игры типа «Барыня
прислала сто рублей», «Я садовником
родился...» — они развивают произвольность
действий, сосредоточенность, обогащают речевой
запас детей. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять русские и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т.
д.).
Очень
полезно запоминать предметы, их количество и взаиморасположение: обращайте
внимание ребенка на детали
пейзажа и окружающей обстановки. Не
забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления -
что в них общего и чем они отличаются.
Предложите запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания
игры-лабиринты, в
которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задания на сравнение двух почти одинаковых
рисунков.
Если вы
опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем
вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит
«дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
Родители
должны поощрять все занятия, которые
заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и
укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструктором типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию
мышления. Используйте подручные средства - можно попросить малыша отделить горох от
кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
В последние месяцы до школы пробуйте писать, читайте, рисуйте, учите стихи. Не
поощряйте совсем
детские забавы. Если малыш просто возится с мягкими игрушками, даже не строя никакого сюжета игры - это надо
мягко пресекать. Родители обязательно должны готовить руку ребенка к письму до школы, начиная с четырех, а то и с трех лет.
Необязательно писать скучные «закорючки» (кстати, сейчас много
интересных прописей для дошколят, где те же закорючки объединены в сюжетные картинки). Подойдут любые мелкие и точные движения
рукой: лепка из
пластилина, вязание, шитье, выкладывание узоров из мелких деталей, игра с конструкторами, раскрашивание. Существуют и специальные
игры на развитие моторики (шнуровки, оригами
и т.д.).
Желаем успехов!
|