Я уже и врать не хочу, а оно само по себе врется все дальше и дальше. Я уже не знаю, где правда, почему она убегает от меня, я ее теряю. Теперь я боюсь потерять ее навсегда, а мама сказала: «Правда — друг...»
Она врет! Кто мог этому научить? Выдумывает все, что было и чего не было. Ее разоблачаешь, а она снова врет. Никакое наказание не действует. Такая маленькая, а уже испорченная. Видимо, это все телевизор! Да нет же, при чем тут мультики? Все плохое они из детского сада приносят, врут там друг другу! У нас же нормальная семья, дома никто не учит этому!
Но еще обидней, что врет мне и не покраснеет. Так стыдно перед другими... И это мой ребенок! Говорили, лупить надо, пока дитё поперек лавки лежит. А мы и не били совсем... Видно, зря!
Найти маленького дошкольника, который всегда говорит только правду, сложно. Почти каждый малыш бывает с правдой не в ладах. Не в ладах, потому что понятие «правда» ему еще неизвестно и научится он ее понимать, говорить и ценить в мучительном воспитательном процессе от детства до зрелых лет.
Наш маленький дошкольник только в начале этого пути, ему еще предстоит научиться говорить и понимать и правду, и ложь. Но одному справиться с этой задачей будет сложно, необходимо наше терпеливое участие.
ПОЧЕМУ МАЛЫШ ОБМАНЫВАЕТ, ИЛИ ДОВОДЫ ОПРАВДАНИЯ
Бывает, что ребенок ведет себя так, будто вранье ему необходимо, как воздух. Следует напомнить, что у дошкольника богатое воображение, дети слушают, а потом сами придумывают удивительные сказки и истории.
Ребенок может потерять грань между действительностью и вымыслом, силой своей фантазии слегка приукрасить или дорисовать действительность. Иногда свой вымысел ребенок преподносит так правдиво, с таким увлечением, что взрослые, не сомневаясь, верят ему. Вспомните быль, когда дети, вернувшись из леса, с абсолютной убежденностью рассказали, сколько они видели волков. И все взрослые обитатели деревни отправились охранять стадо овец от мифической стаи волков.
Человек вырастет, научится управлять своим воображением, но такой искренней, живой и непосредственной фантазии, как в дошкольные годы, у него уже никогда не будет. Дошкольный возраст еще называют возрастом сказки, когда ребенок учится понимать удивительный мир заколдованных принцесс и добрых волшебников, мир торжества добра над злом. Что же удивительного, если ребенок сам становится героем собственных сказок и рассказов?
Такое детское поведение мы не осуждаем, оно нас не раздражает. Для детского развития важно и полезно не только принимать сказочный мир, но и самому его придумывать. Психологи считают, что воображение — основа дальнейшего развития, готовности к обучению в школе, потому что мир цифр и букв, мир сложения и вычитания, слогов и слов, рисунков, а потом и сочинений нужно научиться «увидеть» воображением.
ПОЧЕМУ ЖЕ ОН ВРЕТ И КРИЧИТ: «ЭТО НЕ Я!», ИЛИ ДОВОДЫ ОБВИНЕНИЯ
Часто у человека трех-шести лет возникает необходимость неважно, каким средством — правдой или неправдой:
- добыть что-нибудь;
- привлечь к себе внимание мамы или папы;
- почувствовать себя умным и умелым, завоевать признание;
- просто похвастаться;
- отказаться от совершенного поступка;
- избежать стыда;
- переложить вину на брата, сестру или другого ребенка;
- защитить друзей от неприятностей;
- избежать наказания.
Когда враньё раскрыто и наступает «час расплаты», ребенок пугается, его первая реакция — не сожаление о придуманной неправде, а оборона. Защита собственного «Я». А поскольку ребенок еще маленький и психологически незрелый, он просто отпирается: «Это не я!»
Малыш мобилизует все свои силы на защиту от обвинений взрослых. Он продолжает отпираться, придумывая все новые и новые объяснения, сам искренне начинает верить в свою правоту, лишь бы защитить и высвободить свое униженное, застигнутое врасплох «Я».
Что же делать, когда дошкольник отпирается, придумывает отговорки, обвиняет сестру или брата?
КАК ПОСТУПАТЬ С МАЛЕНЬКИМ ВРУНИШКОЙ?
1. Прежде всего, проверьте свои позиции. Не слишком ли вы строги в своих требованиях, не боится ли ребенок жестких и несправедливых наказаний, обвинений и насмешек, нравоучений и укоров за малейшие прегрешения? Часто неправда служит малышу щитом для защиты от наказания, которого он пытается избежать. Когда страх заставляет малыша врать и изворачиваться, лучше всего собрать семейный совет и обсудить свое отношение к поведению малыша.
Если вы поняли, что вторгаетесь в защищаемую враньём зону, пересмотрите свой метод поощрений и наказаний.
- Дайте ребенку понять, что вы очень хорошо понимаете, где — правда, а где — вранье. Это не значит, что вы одобряете отговорки и отпирательства. Лучшая позиция для взрослого — позиция мудрого и терпеливого слушателя.
- И никаких воспитательных бесед, нотаций, дискуссий на эту тему! Достаточно, если вы оба поняли, как было на самом деле. И хватит! Мы даем понять маленькому вруну, что своими выдумками он поставил себя ниже своего уровня. Показал свое ребячество. Ведь вы уже давно считаете его взрослым. Убедите своего малыша, что все люди совершают ошибки. Это вовсе не страшно, если что-то не получилось, можно испытать себя еще и еще раз.
4. Возьмите за правило: никакого наказания за враньё. Этим вы покажете, что врать совершенно излишне.
И не бойтесь похвалить ребенка, если он смог сказать вам невыгодную для себя правду. Признайте и оцените его поступок по достоинству. Тем самым вы взлелеете ростки доверия между вами и ребенком, и в дальнейшем вам не придется «собирать» информацию о своем подрастающем чаде из разных источников. Он сам вам расскажет, если будет уверен, что вы терпеливый, участливый слушатель.
Для человека младше шести лет правда еще не стала чем-то само собой разумеющимся. Вам еще предстоит научить малыша дружить с правдой.
Правдивость нужно взращивать, холить и лелеять, как и любой полезный навык в поведении. Тут важны терпение, участие и собственный пример. Не забывайте об этом!
Источник: Ольга Шелопухо «Популярная психология для родителей»
Подготовила материал педагог-психолог Игнатова Л.В
|