Игра - один из способов решения возрастных задач в дошкольный период жизни девочки. Гендерный
стереотип у девочки нужно формировать с учётом современных реалий. Ребёнок
должен понимать, что женщины всегда работают: и дома, и вне его, поэтому, чтобы
сберечь силы, им не следует пытаться быть совершенством во всех отношениях - и
как мать, и жена, и как деловая женщина. Поведение, соответствующее возрасту, и
адекватная реакция взрослых на него позволяет девочкам развиваться по
собственному расписанию. Однако было бы
лучше, если бы воспитатели и родители ещё некоторое время оберегали их от
тревог и забот взрослой жизни.
Игра – Это основное средство формирования феминного
(женского) поведения у девочек.
Игры девочек с раннего детства включают в себя те виды
деятельности, которые они могут наблюдать вокруг. Куклы-младенцы, миниатюрная
гладильная доска, пластмассовые кухонные принадлежности готовят девочку к жизни
хозяйки дома, заботам о семье. Эти же игрушки плюс мячи, строительный материал,
разноцветная мозаика, железная дорога, считающиеся типичными игрушками для
мальчиков, в тоже время предоставляют девочке разнообразные возможности,
необходимые для нормального всестороннего развития. Если в игру девочки никто
не вмешивается, это способствует развитию в ней сосредоточенности,
последовательности, творческой активности, формирует здоровую самооценку,
развивает навыки сотрудничества и приносит удовлетворение. После того, как
девочка тщательно обследует интересующий её объект или завершит своё дело, она
готова с охотой участвовать в семейных делах, которые ей по силам.
Несговорчивость и упрямство обычно возникают у неё из ощущения, что её игру
постоянно прерывают, не давая спокойно доиграть. Девочкам нужны игрушки и игры,
способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к
себе как к девочке. Девочек чаще привлекают домашние дела. Они больше склонны к
попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать,
наставлять. Их игры чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед
собой «богатства»: - кукол, украшения – и играют в ограниченном пространстве, в
уголке. Сломанную игрушку девочка просто
отбрасывает в сторону как негодную вещь. Игрушки они используют, как правило,
по назначению, делая ошибки в применении лишь по незнанию.
В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу:
строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта,
различными украшениями.
В старшем дошкольном
возрасте большое значение приобретают сюжетно-ролевые игры. Они так же помогают
закрепить позитивные стереотипы феминного поведения у девочек, организовать
сотрудничество и взаимодействие с мальчиками. Любимые сюжетно-ролевые игры
девочек: семья, дом, парикмахерская, больница, магазин. Однако без помощи
взрослых дети ещё не всегда могут интересно развернуть игру, использовать
разнообразные игровые материалы. Часто воспитатель берёт на себя какую-либо
роль и демонстрирует ребёнку позитивные женские способы поведения и
взаимодействия, подчёркивает их выразительными движениями, мимикой, жестами,
интонацией. Например, девочку увлекает только предметное содержание игры: она
кормит куклу и укладывает её спать, но не выражает яркого эмоционального
отношения как к «дочке». Воспитатель должен включиться в игру и показать, как в
таком случае будет вести себя заботливая мама, каким тоном она будет
разговаривать с куклой-дочкой: «Я тоже мама, и у меня есть дочка, как и у тебя.
Моя дочка уже выспалась, сейчас я буду её будить, пора». Затем обратится к
кукле: «Вставай, доченька, вставай, моя хорошая! Как ты спала? Давай я тебя за
ручки подниму. Как хорошо ты на ножки встала!» После, наблюдая за игрой
девочки, воспитатель должен похвалить её: «Как хорошо ты кормишь свою дочку!
Какая ты заботливая мама!»
Сюжетно-ролевые игры детей 5-7 лет по сравнению с играми
младших дошкольников отличаются многотемностью, становятся разнообразнее и
сложнее; появляется коллективная форма. Девочки стремятся играть со
сверстниками противоположного пола. Для закрепления в поведении девочек
позитивного феминного поведения предпочтительнее выбирать сюжетно-ролевые игры,
в которых отражаются разнообразные события из жизни женщин, их взаимоотношения
в семье и обществе.
Таким образом, игра – это важное средство
формирования феминного поведения у девочек.
Материал подготовила - воспитатель Люфт Екатерина Викторовна. |