Дошкольный
возраст − период формирования личности ребенка. В этот период складывается
образное мышление и воображение, возникает стремление подражать взрослому, быть
как папа или мама. Ребенок учится контролировать себя и делать «правильно», то
есть играть по правилам. Это возраст становления самосознания ребенка, его
отношения к другим людям и к самому себе. Кроме того, ребенок готовится к жизни
в обществе − у него складываются представления о хорошем и плохом, добре и зле,
красивом и некрасивом. Он учится взаимодействовать с другими людьми −
сверстниками и взрослыми, учится договариваться, добиваться своих целей,
достигать компромиссов.
А
учится ребенок всему через игру.
Дошкольный
возраст − период расцвета сюжетно-ролевых игр. В свою очередь, они делятся на
три разновидности: собственно ролевая игра, режиссерская и игра-драматизация.
Различия между ними невелики.
В
ролевой игре ребенок − главное действующее лицо. Его партнеры по игре − другие
дети или игрушки, которые играют свои роли. В игре ребенок действует так, как
будто бы он взрослый. Он может примерить на себя разные роли, попробовать себя
в разном качестве, принять разные позиции и взгляды.
В
режиссерской игре действуют игрушки, а ребенок выступает в роле кукловода. Он
уже не участник событий, он управляет ими. В подобных играх ребенок может
проигрывать собственный придуманный сюжет, а может − вариации на тему сказок
или мультиков.
Драматизация − это проигрывание сюжета, заимствованного из книги, сказки,
мультфильма. Но на этот раз сюжет будет проигрываться с удивительной точностью,
не допуская вариаций. Иногда этот вид игры переходит в настоящее
театрализованное представление, которое показывается для зрителей.
Соответственно
играм должны быть подобраны и игрушки.
В
ролевой игре ребенок познает отношения между людьми, а значит игрушками ему
должны быть подобия человека, то есть куклы. Да, мальчикам тоже нужны куклы,
ведь они тоже нуждаются в проигрывании жизненных ситуаций, в отождествлении
себя с игрушкой. Хорошо, если у ребенка есть куклы обоих полов.
Куклы
должны быть похожи на ребенка. Барби подойдет не к любой игре − ведь она
выглядит как взрослая, а это значит, что ее нельзя запеленать, наказать, она не
может баловаться, как ребенок. А вот куклы с лицом ребенка дают простор для
фантазии, их можно использовать практически в любой игровой ситуации. Еще кукол
нужно одевать, причем одежда должна быть разная − по сезону. А застежки на
кукольной одежде помогают ребенку развивать между делом мелкую моторику.
Кроме самих кукол, ребенок нуждается в хозяйстве для них. Куклам нужна
кроватка, коляска, дом, стол с посудой.
Игра
далеко не всегда повторяет семейные и бытовые сюжеты. С помощью ролевой игры
ребенок осваивает жизнь в социуме. Дети играют в больницу, кафе,
парикмахерскую, магазин, школу. Соответственно, им нужен инвентарь для этих
игр. Набор парикмахера, доктора, некоторое количество посуды. Не обязательно
все это должно быть похоже на настоящее. В качестве тарелок дети охотно
используют формочки, а в качестве шприца − карандаш. Наоборот, все это способствует
развитию воображения и творческих способностей. А посуда «как у взрослых» тоже
будет оценена по достоинству, но вот возможности ее использования в игре
ограничены только одной функцией. Той, которая имеется у прототипа «настоящей»
игрушки.
Часто в игре возникает необходимость в домиках или иных сооружениях –
самолетах, машинах, больницах. Тут ребенку лучше всего подойдет подручный
материал. Хорошо, если можно отдать для игры коробки, подушки, табуретки. Из
них получаются самые уютные домики, а через полчаса − самые быстрые самолеты.
Покупные палатки и игровые домики очень красивы и удобны, но беда в том, что их
нельзя менять.
Для
режиссерской игры нужны небольшие игрушки − действие часто разыгрывается на
столе. Нужны куклы высотой сантиметров 10, устойчивые и не очень
детализированные, чтобы оставался простор для фантазии ребенка. Это должны быть
разные образы − мужские, женские и детские. Можно приобрести готовый домик с
кукольной семьей, набором мебели и одежды. Также нужны животные, но это должны быть
именно животные, а не человекообразные персонажи. Они должны быть соразмерны
человеческим персонажам. Для разных детских целей подойдут и домашние животные,
и дикие. Для кукол нужен транспорт. Он не должен быть узкоспециализированным −
никогда нельзя угадать, что понадобится ребенку в следующую минуту. Конструктор
для этих целей подойдет − с его помощью ребенок может собирать и разбирать сам
нужную ему технику. А для сооружения места действия ребенку просто надо
предоставить много места в квартире и свободу действия. Кроме того, ребенку
пригодятся различные подручные средства − лоскутки, фантики, камушки и шишки.
Для
игры-драматизации подойдут те же самые игрушки, которые дошкольник использует
для других игр. Но иногда ему может понадобиться специальный реквизит −
например, палочка фокусника или нос Буратино. Тут может помочь взрослый,
соорудив из подручных материалов требуемый предмет. Иногда юному актеру
требуется настоящий костюм. Костюмы помогут детям обозначить роль. Кроме того,
дети с удовольствием переодеваются, представляя себя доктором, рыцарем,
принцессой. Но полностью костюм нужен не всегда − достаточно какого-нибудь
одного атрибута − например, красного креста на шапочке или картонного щита. А
все остальное оставьте домысливать ребенку.
Увлекшись
ролевой игрой, не будем забывать и о развитии интеллекта ребенка. В дошкольном
возрасте у ребенка формируется логическое и наглядно-образное мышление. Для
развития логического мышления ребенку нужны игры, позволяющие устанавливать
последовательность событий и причинно-следственные связи. Это могут быть
различные настольные игры и головоломки. Наглядное и образное мышление помогают
развивать такие виды деятельности, как моделирование, лепка, рисование − то,
что позволяет сделать что-либо из разрозненных частей по заданному образцу. Для
этого ребенку понадобятся конструкторы и мозаики, паззлы, наборы для аппликации
и рисования.
А
для улицы нужны игрушки, помогающие в познании окружающей среды, а также
игрушки для физического развития − мячи, скакалки, обручи, велосипед.
Игрушек
существует множество. Полезная игрушка должна оставлять простор для детского
воображения, быть открытой для превращений и перемены игровой функции. Игрушка
для ребенка − это не предмет обладания или гордости, это всего лишь вспомогательный
материал для игры. Свою ценность она обретает в процессе использования, при
условии вложения в нее фантазии и эмоций ребенка. И пусть ребенок играет с
удовольствием.
|