Игры
на пополнение и расширение словарного запаса
Есть
развивающие речевые игры, в которые можно играть между делом и где
угодно: дома на кухне, на прогулке, в очереди, в транспорте или дорожной
пробке.
Такие игры не предусматривают какие-то
траты или приготовления, нужно только родительское желание и фантазия.
Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и
полезному.
Какой?
Для обогащения речи именами
прилагательными.
Мяч какой?
– большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый,
красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И
т.д.
Что
могут делать…?
Игра для увеличения запаса глаголов.
Что может
делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать,
рычать….
Что может делать лягушка? Что могут делать
руки? и т. д.
Слова наоборот
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл
–потерял.
Попросите
ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый,
враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко,
назад, далеко и т. д.
Слова-товарищи
Эти слова звучат по-разному, но обозначают
одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Холодный –
ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
Один –
много (можно играть с мячом)
Взрослый называет слово в единственном
числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога — ноги, окно —
окна.
Назови
ласково (также можно играть с
мячом)
Например: стол — столик, палец – пальчик и
т.д.
Потому
что…
Включение в речь союзов и предлогов делает
речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка,
рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки
потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
Объясни
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас
произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко
кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна?
Кем
(чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления,
предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были
раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
Игра
«Волшебный мешочек».
Эта игра требует небольшой подготовки. Заранее
подготовьте картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, сладостей.
Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому
её отдадим?» Ребёнок рассказывает какая капуста и кто её любит кушать. Эта игра
позволяет ребёнку усвоить окончание существительных в дательном падеже.
Таким
образом, для того, чтобы ваш ребёнок научился логично и связно излагать свои
мысли чаще играйте с ним в речевые игры. Обогащайте словарь ребёнка,
описывайте предметы, явления, людей, природу и пр. |