На современном этапе в связи с ведением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, поддержки детской инициативы. сегодняшний день основным механизмом развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. В этих условиях целям образования отвечает системно - деятельностный подход, который пробуждает инициативу ребенка, мотивирует его к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением. В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения» (технология «Ситуация»), разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон.
Представим опыт работы по организации образовательных ситуаций в младшей группе общеразвивающей направленности. Технология «Ситуация» используется на занятиях по познавательному развитию (ФЭМП). В основу организации образовательного процесса положен деятельный метод: новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие». То есть мы, педагоги, подводим детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему развивающих ситуаций, дидактических игр, вопросов и заданий, в процессе которых они экспериментируют, исследуют, выявляют существенные признаки и отношения предметов - делают свои первые «математические открытия». Дети не замечают, что идет обучение: они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, кубиками ….
Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности. Необходимым условием организации образовательного процесса с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций: образовательная ситуация «открытия» нового знания, образовательная ситуация тренировочного типа, образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая).
В данной статье рассмотрим подробнее организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания. Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них содержания. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают способ преодоления затруднения «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты: введение в ситуацию; актуализация знаний и умений; затруднение в ситуации; открытие «нового» знания; включение «нового» знания в систему знаний; осмысление.
Рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты ситуации «открытия» нового знания в познавательной деятельности дошкольников второй младшей группы.
1. Введение в ситуацию. На данном этапе с помощью личностно-значимой беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у каждого ребенка внутренней потребности включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, т.е. «детскую цель». Тема: Цвет, форма.
− Помогаете ли вы дома родителям?
-Как вы помогаете? Что делаете? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель хвалит детей и рассказывает, что как-то раз Мишутка из сказки «Три медведя» решил помочь маме помыть посуду и разбил несколько тарелок. Мама-медведица просит детей сходить в магазин и купить новые тарелки.
-Хотите помочь Маме-медведице купить новые тарелки?
-Сможете?
2. Актуализация знаний и умений. На данном этапе мы осуществляем организацию деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, развиваются мыслительные операции. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям. Тема: Счет до двух.
− Ребята, на рыбалку собрался один человек. Подвинем к себе одного человечка.
- Сколько человечков собралось на рыбалку?
- Давайте купим одно ведро (Дети отсчитывают одно ведро от общего количества, и кладут ведро рядом с человечком).
− Сколько ведерок? (одно)
-Сколько человечков? (один)
-Поровну ли человечков и ведерок (поровну)
3. Затруднение в игровой ситуации. На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием, которое ему предстоит «открыть», и которое у него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли…?», «Почему не смогли?» мы помогаем осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие.
Тема: Слева, справа.
Дети вместе с воспитателем подходят к месту, где на полу выложена широкая дорожка, которая потом разветвляется на две.
Воспитатель рассказывает детям, что перед ними дорожка, по которой надо идти, чтобы прийти к кротику. Дети идут по дорожке и доходят до развилки. Воспитатель говорит, что для того, чтобы попасть к кротику, надо пойти вправо. Возникает затруднение.
– Смогли вы выбрать дорожку? (Нет.)
– Почему не смогли? (Потому что не знаем, как идти вправо.)
4. Открытие «нового» знания. С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения — спросить у того, кто знает. Тема: Счет до трех.
- Кто знает, какое число при счете следует за числом 2?
- Что можно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.) Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего говорит, что при счете после числа «два» идет число «три». Дети вместе с воспитателем считают обезьянок, дотрагиваясь пальчиками до каждой: одна, две, три. После этого обводят всех пересчитанных обезьянок и говорят: «Всего три обезьянки».
-Как получилось три обезьянки? (Было две, пришла еще одна, и их стало три).
-Поровну ли теперь обезьянок и бананов?
-Кого больше? (Обезьянок)
-Как сделать так, чтобы обезьянок и бананов стало поровну? (Надо добавить еще один банан).
Воспитатель кладет на каждый стол по 4 изображения банана. Каждый ребенок отсчитывает по одному и кладет около обезьянки.
-Сколько бананов? (Три)
-Как получилось три банана? (Было два, добавили еще один, стало три.)
-Теперь обезьянок и бананов поровну?
Воспитатель делает вывод: обезьянок - три, бананов - три. Три и три – поровну.
5. Включение «нового» знания в систему знаний. На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях. При этом взрослый обращает внимание на умение детей слушать, понимать инструкцию. Применять правило, планировать свою деятельность.
Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально. Тема: Счет до трех.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что обезьянки, как маленькие дети, очень любят играть. Их любимая игрушка – мячи.
-Хотите подобрать для обезьянок мячи?
-Сможете?
-Сколько мячей нужно взять для того, чтобы у каждой обезьянки было по одному мячу? (три). Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с изображением мячей (карточек, на которых нарисовано 3 мяча, столько же сколько детей, имеются карточки с 2 и 4 мячами). Обезьянки благодарят детей.
6. Осмысление. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Почему нам это удалось?» подводим детей к тому, что результата они достигли благодаря тому, что они узнали новое, чему-то научились, создаем ситуацию успеха.
-Где мы сегодня побывали?
-Что полезное сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что смоли накормить обезьянок, потому что научились считать до трех.
Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.
Литература:
1.Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. (Методические рекомендации, часть 1), М: Ювента, 2016, 96 с.
2.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. — 320.
|