Воскресенье
24.11.2024
05:56
Приветствую Вас Гость
RSS
 
СП "ДЕТСКИЙ САД СКАЗКА"
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]
Советы муз. руководителей [42]
Советы логопеда [22]
Советы физинструктора [12]
Советы медиков [3]
Советы психолога [19]
Советы методиста [25]
Воспитатели [127]
Группы [305]
Родителям [52]
ПОЛОЖЕНИЯ [27]
НОВОСТИ В "ПОДСОЛНУШКАХ" [16]
группа № 12 "Улыбка" [3]
группа № 7 "Солнышко" [6]
Новости [68]
Новости
ПРОФСОЮЗ [4]
ПРОФСОЮЗ

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 347

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Воспитатели

Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться повышение родительской компетенции сегодня?

Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в конце ХIХ — начале ХХ в., когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать. Как убедительно доказывает профессор О.Л. Зверева, в это время впервые появилась возможность говорить о сотрудничестве педагогов и родителей. Сотрудничество как высший тип взаимодействия предполагает взаимную заинтересованность, единство целей, взаимодополнение сторон.

С 2012 г., с момента утверждения новых нормативных правовых актов в сфере образования, регулирующих отношения педагог — родитель, начинается современный этап, который возвращает нас назад, к сотрудничеству и диалогу педагогов с родителями воспитанников, но уже на качественно новом уровне. И этот уровень закрепляется институционально в нормативных документах. Обратимся к нормативной базе и обозначим позиции, характеризующие взаимодействие педагогов и родителей сегодня.

Остановимся на трех основных документах:

Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (далее — СК РФ);

Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ(далее — Закон № 273-ФЗ);

федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв.приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО).

Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».

Таким образом, абсолютно снимается вопрос, не одно десятилетие занимавший науку и практику: кто приоритетнее в воспитании и образовании детей — детский сад или семья. Несомненно, для ребенка, и тем более для ребенка раннего и дошкольного возраста, родители являются самыми важными, самыми значимыми и авторитетными людьми. Все сказанное и сделанное ими является истиной в последней инстанции. Любой педагог знает, как упрямится ребенок, если, например, повязать ему шарф «не как мама». Преимущественное право родителей на образование закреплено в законодательстве Российской Федерации.

Современные родители в массе своей люди образованные. Исследования показывают, что родители активно читают литературу о воспитании детей, интересуются различными публикациями в сети Интернет. Однако при общей грамотности сейчас, как и столетие назад, родители продолжают испытывать серьезные трудности психолого-педагогического характера. Если сравнить публикации об ошибках и трудностях родителей, опубликованных в конце ХIХ в., и данные современных исследователей, то мы обнаружим очень много параллелей.

Более того, психологи сегодня отмечают такую проблему, как холодность, а временами и жесткость в детско-родительских отношениях. Родителям, особенно проживающим в условиях крупных городов, не хватает времени на общение с детьми. Дети же остро ощущают нехватку родительского внимания и любви.

Семья нуждается в серьезной планомерной помощи в воспитании детей. Но помощи адекватной и грамотной. Родителей нет необходимости поучать, а вот сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике нужно.

В статье 44 Закона № 273-ФЗ сказано, что «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Без такого сотрудничества в конечном итоге невозможно обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода дошкольного детства. А это — самая главная цель и родителей, и педагогов. При всех имеющихся различиях между педагогами и родителями эта общая цель объединяет их. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка.

Сила семейного воспитания кроется в его эмоциональном характере, в базисе, которым является взаимная любовь детей и родителей. А педагоги — это прежде всего профессионалы высокого уровня, которые в диалоге с родителями имеют возможность выстроить ту самую индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, благодаря которой максимально полно раскроются все заложенные в нем способности и период детства, ценный сам по себе, будет счастливым. А значит, и дальнейшее развитие ребенка тоже станет эффективным. Но для этого обе стороны должны понять, что путем взаимной конфронтации, отчуждения или минимизации контактов невозможно достигнуть решения единой цели. Без такого подхода мы уподобляемся всем известным лебедю, раку и щуке. Мы тянем ребенка в разные стороны, а потом начинаем пожинать плоды титанических, но, увы, разнонаправленных усилий.

Сегодня происходит существенная трансформация взаимодействия педагогов и родителей: его сущности, содержания и форм.

Сущность взаимодействия раскрывается в трех плоскостях, обозначенных нормативными правовыми актами:

участие в управлении образовательной организацией;

вовлеченность в образовательный процесс;

совместное выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка.

В настоящее время родители включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребенка.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не сможет быть эффективным. Педагог — прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Категория: Воспитатели | Добавил: isa (25.12.2017)
Просмотров: 479
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz