Консультация для педагогов
на тему: «Права ребёнка»
ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) –
это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком
признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий:
расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального
происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Определение прав ребенка логически вытекает из
основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья
посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают право на
особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все
свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает
необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.
Для гармоничного развития личности ребенок должен
расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача
взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать
полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального
физического и интеллектуального развития.
Развитие концепции прав человека привело к тому, что
права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей,
как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования
детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость
законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу
Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации
прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы,
касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду
его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и
заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ
состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание
и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».
Конвенция о правах
ребенка. К концу 1970-х уровень развития общества, положение
детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов
недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм
были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была
принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и
в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и
правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при
передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая
семья – соотечественники) и международном (принимающая семья –
иностранцы) уровнях.
В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих
стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали
текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались
все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции
о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989
года.
Основные положения
Конвенции. Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав
детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется
требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах,
инвалидах, беженцах, и т.п.
В соответствии с этими принципами:
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право на сохранение своей
индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу
мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое
мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства
или с помощью других средств по выбору ребенка.
4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм
физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного
или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или
любого другого лица, заботящегося о ребенке.
5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет
право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый
для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального
развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен
вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его
достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное
участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное
обеспечение, включая социальное страхование.
8. Ребенок имеет право на образование, которое должно
быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических
способностей ребенка в их самом полном объеме.
9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком,
исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической,
религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет
меньшинство.
10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право
участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту,
свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
11. Ребенок имеет право на защиту от экономической
эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность
для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному,
моральному и социальному развитию.
12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм
сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один
ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или
унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был
лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы
ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой
соответствующей помощи.
14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с
незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы
международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону
вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того,
чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права,
Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к
самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства,
терпимости, свободы равенства и солидарности». |